| Когда б владел я целым миром, Хотел бы веером сим быть; Всех прохлаждал бы я зефиром И был бы всей вселенной щит; А ты, махаясь, Хлоя, мною, От жара сильного дыша, Как солнце бы цвела красою, Моей быв тенью хороша.
(Г. ДЕРЖАВИН Веер) Мифология утверждает, что первый веер получился из крыла Эола, повелителя ветров. Он якобы пробрался в спальню к Психее, где его и поймал на месте преступления оскорбленный муж Эрос. Мало того что тумаков надавал, так еще и оторвал повелителю ветров одно из крыльев. Эол бежал, а Психея схватила крыло и стала обмахивать им мужа, и Эрос быстро сменил свой гнев на милость. Не отстали от Богов и люди – Ева, первый раз увидев Адама, быстро сорвала лист пальмы и «спряталась» за ним. С тех пор веер стал своего рода последней преградой в отношениях женщины и мужчины – убирая его, дамы открывали себя для поцелуев, отношений и любви. К тому же скромницы, целуясь, могли прятаться за ним от посторонних глаз. Особый подход к вееру – на Востоке. Так, в Египте носить веер или тем более иметь слуг с опахалами мог только очень знатный человек. В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые имели специальный титул – «носитель веера с левой стороны». Подобные функции имел веер в Индии и Персии. В Древней Греции, Риме, на Крите использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности – павлиньих на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на ручке называлось «флабеллум»; этими веерами специальные молодые невольники обмахивали своих хозяек. Овидий упоминает также о «табеллае» – маленьких веерах, которыми пользовались римские щеголи. В росписях античных ваз часто встречаются изображения вееров различных форм. В Византии, которая унаследовала веер от язычников, использовали рипиды – опахала на ручке, которые нашли себе применение в церковном обиходе во время торжественных богослужений. Из Византии веер перешел к варварам и в раннехристианскую Европу. Наиболее распространенная форма веера в XVI веке – четверть круга или прямоугольный флажок на древке. Складной веер появился на свет гораздо позднее веера-опахала - он был изобретен в Японии в VII веке. Появление складного веера в Китае относится к X веку. Складные веера состояли из плоских резных пластин кости, перламутра, черепахи, дерева и др., соединенных между собой, или из костяного и т. п. остова, покрытого пергаментом, бумагой, шелком. Веер – важнейшая деталь японского костюма и японского быта. Первые складные веера – «оги» – были принадлежностью мужчины: воины носили эти веера за поясом, наравне с оружием. Потом самураи стали использовать веера для подачи сигналов, и только в X веке веер получает распространение в аристократических кругах. В конце XV – начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Англию и Испанию – около 1517 года первый веер был привезен из Макао португальцами в числе других дальневосточных древностей и диковин. Из Испании веер перекочевал в Италию, и только потом – во Францию (при Екатерине Медичи).
Складной веер в форме полукруга открыл совершенно новую блестящую эпоху в жизни веера, расцветом которой стал XVII век – законодательницей моды в этот период была Франция. «Веер в руках красавицы – скипетр на владение миром», - так поговаривали знатоки тогдашней моды. Мадам де Сталь писала: «Из всех предметов, составляющих туалет элегантной женщины, ни один не может так ловко использоваться, как веер». «Полезный эфир», «ширма справедливости» - определения веера в XVIII веке. Было придумано даже гадание на веерах. При выборе царицы бала устроитель празднования посылал ей накануне веер, пару перчаток и цветы. А церковь видела в веере вообще дьявольский умысел – она считала, что честному человеку незачем скрывать свое лицо, и этот предмет записали в атрибуты ведьм, которые, скрываясь, шептали свои заклинания и проклятия.
Семья |
---|