| Иван Купала сегодня, а вы спите. Летнее солнцестояние - один из поворотных пунктов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас это - Иван Купала. День Аграфены Купальницы и идущий за ним Иван Купала сливались в один большой праздник, наполненный для древнерусского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, всевозможных примет, гаданий и легенд. Иван Купала - праздник очень древний. Памятники древнерусской письменности упоминают о нем в XII веке, хотя корни его уходят еще глубже, в первобытные для славян времена. У наших древних предков существовало божество Купало (а), олицетворяющее летнее плодородие. Со временем это обрядовое действие трансформировалось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию и народную фантазию. В народном варианте Иваном божество Купало стало называться после введения на Руси христианства в честь Иоанна Крестителя, чье рождество праздновалось в этот день. Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников. Традиция требовала активного включения каждого во все действа и соблюдения ряда правил, запретов и обычаев. Обыкновенно 6 июля, в день Аграфены Купальницы, заготавливали веники на весь год и обязательно мылись в банях. Русская парная баня, кроме утилитарной, обладала и символической, сакральной функцией. Совмещая в себе стихии огня и воды, она олицетворяла стремление к очищению через огонь и воду. В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай "выкатывать ржи", то есть мять их, валяясь по полосе. Девушки расхаживали в своих лучших нарядах по домам и говорили: "Умойте! " Это значит: подарите что-нибудь из девичьих украшений - ленточку, бусы, серёжки и прочее. Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. Праздник Иван Купала заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Ранним утром бабы "черпали росу"; для этого берётся чистая скатерть и сосуд, с которыми и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в сосуд и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь, чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Роса служила не только оздоровительным средством, но и для наведения чистоты в доме, купальской росой кропили кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы. Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой. Деревенские парни одевались в старое бельё и отправлялись с вёдрами и кувшинами на речку, где наполняли их грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливали девушек. В свою очередь, и девушки старались отомстить парням и бежали на реку за водой. Кончалось дело тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, но, разумеется, в одеждах. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Считалось, что в купальскую ночь нельзя спать, так как оживает всякая нечисть - ведьмы оборотни, русалки, змеи, колдуны. Bob |
---|