| Осиновые листья до сих пор дрожат от ужаса, вспоминая о Распятии. Считалось, что Крест Господень был сделан из осины, и «с тех пор ветви этого дерева охвачены страхом и беспрестанно дрожат». Однако на самом деле осина не произростает в Палестине. Трепет осиновых листьев в русской традиции связывается с другим эпизодом Нового Завета — самоубийством Иуды Искариота. Осину народ признает проклятым деревом за то, что на нём, по преданию, удавился Иуда Предатель. Фактически же довольно широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо; вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому лёгкому ветерку.
Также считается, что осиновый кол, вонзенный в сердце вампира, может его остановить. http://ru. wikipedia. org/wiki/РћСЃРёРЅР°
Открыв энциклопедический словарь «Славянская мифология» (М. : Эллис Лак, 1995), находим: «Этимологические мифы связывают «трясение» осины с Божьим проклятием, наложенным на осину за то, что из нее сделан крест, на котором распяли Христа, гвозди, которыми он был прибит к кресту, а также «спицы», которые мучители… загоняли ему под ногти». Почему дрожит осина и какой она предстаёт в легендах и народных традициях?
Сохранились легенды, объясняющие осиновую дрожь по-разному: по одной из них, дерево, узнав, что из него будет сделан крест для распятия, задрожало от ужаса всей листвой; по другой – во время распятия все деревья склонили верхушки, и лишь осина осталась прямой, за что и обречена была на вечную дрожь. Во всяком случае, выбор осины в качестве орудий пытки и казни, был, разумеется, не случаен: она задолго до того считалась деревом мертвых (а по современным данным, известно, что при выдержке ее древесина «костенеет»).
Справочники по знакам, приметам и суевериям называют осину символом горестного плача и стыда, полагают, что на «языке» деревьев она означает чувствительность.
Еще до принятия христианства негативное отношение к этому дереву было весьма распространенным. В литовском предании «Ель – королева ужей» повествуется, что дочь Ели – Осина совершила тяжкий грех: предав мать и отца, послужила причиной их гибели, и после смерти превратилась в дерево, названное по ее имени. http://www. meblinfo. ru/wood/article/133
Народный фольклор создал вокруг осины ореол мистики и таинственности. В пословицах и поговорках она характеризуется нелестно:
"Осина некрасива, сучкаста и шумлива". "Осина не горит без керосина". "Осина все шепчется, проклятое дерево". "На осине кровь под корою" (кора под кожицей красновата). "На осину заговаривают лихорадку и зубы" (трут корой десны до крови).
ОСИНУ запрещалось сажать около домов (во избежание несчастья, в том числе — болезней) ; ОСИНУ не использовали при строительстве, не топили ею печь, избегали сидеть в тени дерева, не вносили в дом осиновых веток и т. п.
Кое-где у восточных славян ОСИНУ считали также «чертовым» деревом». В местах, где растет ОСИНА, по поверьям, «вьются» черти. Ходить там небезопасно: черти могут так запутать человека, что он заблудится и не найдет дороги назад. пребывании черта на ОСИНЕ (или вблизи нее) свидетельствует запрет прятаться под ОСИНОЙ во время грозы, потому что «осину гром ищет».
Связью ОСИНЫ с нечистой силой можно объяснить широкое использование ее в магических целях. Согласно белорусским поверьям, на огне из осиновых веток ведьмы готовили вредоносное зелье; чтобы превратиться в волка или стать невидимым, колдун должен был перекувырнуться через пять осиновых колышков, вбитых в землю, или через осиновый пень; бросив ветку ОСИНЫ перед путником, колдун сбивал его с дороги. Желая завести дружбу с лешим, человек призывал его, стоя в лесу на поваленных осинках.
Вместе с тем в некоторых ситуациях ОСИНУ использовали в магических целях и при гаданиях. Антоха |
---|