| С миру по каше
У нашей кухни есть много причин для гордости. Каши — одна из самых весомых. История умалчивает, когда на русском столе появилось это блюдо. Видимо, каша была всегда. И особенно кстати она приходилась, когда требовалось зараз накормить целую толпу. В старину это называлось «чинить кашу», другими словами — устраивать пир. Поводов для коллективного поедания каши в торжественной обстановке у славян было достаточно, как личных, так и общественных. Свадьба, рождение ребенка, крестины, новоселье… В некоторых областях до сих пор сохранился обычай кормить мужа роженицы «бабкиной кашей», которую специально пересаливают и перчат, чтобы и мужчине несладко было. А на крестинах часто устраивали своего рода аукцион, где гости торговались за горшок с кашей, принесенный повитухой. Побеждал в торге обычно крестный отец новорожденного, который и разбивал горшок об угол стола, как говорится, на счастье.
Обрядовую «грачиную» кашу варили по весне в огромном котле на самом высоком холме. Ели всей деревней, поглядывая на небо в ожидании грачей — вестников доброго урожая. Прилетевших птиц тоже кормили, оставив котел на холме. Окончание жатвы праздновали «отжинной» кашей. На Аграфену-купальницу готовили «мирскую» или «обетную» кашу, крупа для нее собиралась со всех домов. Горшки с вареной пшеницей и просом вместе с другой постной пищей выносили на столы, стоявшие прямо посреди деревни. В этот день любой нищий или странник получал свою порцию каши — за общим столом или на окраине, куда жители иногда относили еду.
Каша была и остается главным кушаньем на трапезах многих православных праздников и постов: сочиво едят в Сочельник, кутью — на Рождество, коливом подкрепляются во время Великого поста. В такие дни размоченные в воде хлебные зерна и рис, заправленный медом и маслом, становятся символом жизни, достатка, благоденствия. А когда-то наши предки с помощью каши заключали мирные договоры. На память об этом обычае нам осталось выражение «заварил кашу — теперь расхлебывай». Если переговоры между враждующими сторонами проходили удачно, то в знак согласия и прекращения войны вожди черпали из одного котла кашу, специально приготовленную по такому случаю. Если же оппонент попадался несговорчивый, тогда становилось понятно — с ним каши не сваришь. И все же, несмотря на воинственность славянских народов, о которой так часто писали тогдашние историки, нашим предкам больше нравилось «чинить» кашу, а не «заваривать» ее. И разнообразие злаков и круп из них давало широкий простор для кулинарных фантазий кашеваров.
а продолжение здесьhttp://www. nebokubani. ru/sky/magazine/9/... Ян |
---|